Поклонение и молитвы святым

Рубрика: Материалы, Христианский взгляд  ι   Просмотров:31

молитвы святым


С давних времен этот вопрос вызывал массу споров, негодований собеседника или даже межконфессиональные распри. Но очень хотелось бы все рассмотреть с позиции библейских принципов, в духе любви и понимания друг друга. Нисколько не имеем желания умалить или огорчить кого-либо, а лишь с молитвою к Творцу Вездесущему и Всеобъемлющему Собою все, просим мудрости и понимания данного вопроса для нашего рассуждения.

Как мы знаем из Писания, Бог открылся человеку в образе Иисуса Христа пришедшего в мир через рождение от Девы. Это рождение предрекли пророки за тысячелетия вперед. Божье слово имеет силу, смысл и значение, это слово продолжали нести Апостолы, которые были самыми близкими учениками Христа и очевидцами описанных в Евангелие событиях.

Преисполненные волей Божией и учением Иисуса Христа они проповедовали и писали послания многим церквам, уже образовавшимся в тот ранний период. Каждое послание Апостолов пропитано волей Божьей, писалось самое важное, самое необходимое для спасения человека, для его жизни в Боге, для верного хождения пред Ним, для истинного поклонения пред Ним. Сам Христос произнес слова, которые проводят черту и разделяют истинное от неверного. «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет себе». (Иоанна 4: 23-24).

Бог издревле говорил человеку чрез пророков, которых Он посылал с раннего утра, а в последние дни говорил нам в Сыне Своем послав Его в мир. (Евреям 1:1-2). И все это сохранено и оставлено нам на страницах Священного писания. Апостол Петр обращаясь к верующим говорил: «Вы имеете вернейшее пророческое слово, и вы хорошо делаете что обращаетесь к нему, как к светильнику сияющему в темном месте.» (2Петра 1:19). В самом деле, как много таких темных мест, рождающих неясности и непонимания и даже споры в нашей жизни, но важно обратиться к Слову Божьему, и при помощи него осветить свой путь, дать стопам своим верное направление для достижения Божьего Царства. 

Рассуждая на эту тему, хотелось бы прибегнуть к истории христианства в ранний период его образования и рождения Церкви от Святого Духа, после смерти и воскресения Господа Иисуса Христа.

Обращаясь к древней истории христианства, с I по VI века, мы сможем увидеть труды Апостолов, увидеть жизнь первых христиан, увидеть как после смерти Апостолов последователи Христа в некоторых вопросах постепенно отступали от принятого ими учения. Перед нами проходят картины жестоких гонений на христиан со стороны языческих римских императоров. Затем мы видим признание в четвертом веке христианской церкви римским императором Константином.

Христианская Церковь стала римской государственной церковью, которая численно возросла, но духовный ее уровень постепенно снижался. Проповедь слова Божьего и молитвы перестали занимать центральное место в богослужениях, их оттеснила обрядовая сторона. Мы видим как возник культ поклонения Деве Марии и святым угодникам. Вопреки протестам некоторых епископов, христианские храмы начали украшаться картинами и статуями, которым стали воздавать поклонения.

Уже во II и III веках наблюдались некоторые уклонения христианской церкви от первохристианства, со времен римского императора Константина, началось величайшее падение церкви. Служители стали благословлять то, что было совершенно несовместимо с учением Христа.

В III веке сложился обычай перед служениями зачитывать списки христиан отдавших свою жизнь за Христа. Это не было молитвой за них, молитвы за умерших еще не практиковались, это было лишь проявлением уважения к их памяти. Также в церквах практиковалось в годовщину смерти выдающихся мучеников за веру Христову, в их память и в назидание для других христиан, рассказывать об их мученической кончине и возносить за них благодарность Богу. Впоследствии этот благочестивый обычай принял другие формы: на его почве вырос культ святых мучеников, которым и стали возносить молитвы, определив их в качестве посредников между Богом и человеком.

Мать Константина — Елена совершила путешествие в Иерусалим, где ей показалось, что она нашла тот самый крест, на котором был распят Христос. Падкое на подобные сенсации духовенство поспешило воспользоваться этой историей: множество легенд выросло вокруг креста, найденного Еленой. Эта история положила начало почитанию так называемых «священных предметов». Церкви стали состязаться одна с другой в приобретении священных реликвий. В ход пошли и гвозди, которыми якобы был пригвожден ко кресту Христос, и камешки от пещеры, в которой Он был погребен, и многое другое. Перед этими предметами люди преклоняли колени; язычники, перешедшие в христианство, ради выгоды решили, что эти предметы должны почитаться вместо прежних идолов. Служители церквей поощряли эти языческие проявления. Человек уже тогда, был весьма расположен к поклонению видимым предметам и с IV века, для многих христиан эти видимые предметы стали становиться более дорогими, чем Сам Христос. Для идолопоклонства была заложена почва. Картины, изображающие Христа, Деву Марию, Апостолов и подвижников христианства, стали именоваться иконами, ставшими предметом поклонения.

Но в последствии, предметом поклонения стали делаться и мощи, то есть останки христианских подвижников. Первые христиане хоронили умерших в пещерах (катакомбах), где в песчаной почве тела умерших не сгнивали, а высыхали, превращаясь в мумии. В дальнейшем, когда гонения прекратились, тела епископов и всех видных христиан было принято хоронить в специальных гробницах (склепах). Поскольку эти склепы были замурованы и воздух туда не проникал, гниения тел не происходило, они высыхали. Но духовенство уверяло, что гниение не происходило по причине особой святости этих тел, и призывало христиан воздавать поклонение этим останкам или мощам, что противоречило уже имевшимся писаниям.

IV век явился переломным веком в истории христианства. С тех пор, как римский император Константин в начале IV века объявил христианство государственной религией, в христианскую церковь хлынула масса людей, которые внутренне оставались язычниками. Если в христианских общинах первых веков центральное место в богослужении занимала проповедь, то со времен Константина проповедь постепенно стала оттесняться на последнее место; ее оттесняли пышные обряды и церемонии.

Служители христианских церквей, сердцем своим далеко стоявшие от Христа, пытались привлекать в христианские храмы людей не Словом Божиим, а пышными богослужениями, которые превзошли бы по своему блеску языческие церемонии. Многие из формальных христиан ходили в христианский храм только для того, чтобы любоваться красивыми обрядами, а затем по старой привычке шли в языческий храм, чтобы присутствовать при языческих зрелищах.

Вокруг личности Христа, являющегося единственным путем спасения, стал насаждаться лес человеческих преданий и обрядов. К V веку этот лес уже стал довольно дремучим. Образно говоря, с IV века вокруг личности Христа стала плестись живописная беседка из ярких цветов (ярких обрядов), и для многих христиан эта «беседка стала дороже Того, вокруг Кого она сплетена.

К V веку эта «беседка» стала уже настолько яркой, что многие язычники, залюбовавшись ею, с легким сердцем оставляли свои языческие храмы, где, по сравнению с христианскими, обряды уже были менее яркие. Не удивительно, что при таком положении мы к концу IV и к началу V века видим уход христианской церкви далеко от первохристианства. У христиан незаметно отобрана возможность иметь живое общение с Богом, приносить молитвы. Все эти отклонения в христианстве вызывали недовольство у тех, кто понимал, что христианская церковь отходит от истинного поклонения Богу. Стали возникать маленькие группы христиан, которые отходили от официальной церкви, обвиняя ее в идолопоклонстве.

В VI веке появляются праздники посвященные разным подвижникам Божиим. Мы как последователи Христа должны с уважением относиться ко всем подвижникам христианства, как Апостол Павел обращаясь к верующим писал, чтоб они «почитали наставников своих» в вере, но ни в коем случае не должны их возвеличивать или ставить на уровень Творца. Они являлись лишь зеркалами, отображающими вечное Солнце правды — Христа, и мы должны воздавать поклонение Солнцу — Христу, а не зеркалам, отображающим это Солнце.

Один современный служитель Божий сказал так о себе: «все, что было хорошего в моей жизни — это не моя заслуга, а заслуга Христа, ибо Он действовал во мне, когда я проявлял послушание Ему. Все хорошее и светлое принадлежит Христу, а мне принадлежат мои ошибки и спотыкания». Абсолютно идеальных зеркал отображающих Христа не было. Неровности и шероховатости были у всех подвижников, у одних больше, у других меньше. Только один Христос оставался без единого пятна. Все подвижники светили не своим светом, а светом Христа, когда были в тесном контакте с Ним.

На Седьмом Вселенском Соборе, созванном в 787 году, чтобы упразднить решение 730 года о запрете почитания икон, был принят документ, восстановивший почитание икон и разрешивший употреблять в церквах и домах иконы Господа Иисуса Христа, Божией Матери, Ангелов и Святых, чествовать их поклонением.

Апостол Иоанн в пророческих видениях данных ему, пал к ногам Ангела, чтобы поклониться ему; но Ангел сказал Иоанну: «смотри, не делай сего; я сослужитель тебе и братьям твоим, имеющим свидетельство Иисусово; Богу поклонись». (Откровение 19:10).Апостол Петр входя в дом Корнилия сотника из Кесарии, был встречен самим Корнилием, который поклонился и пал к ногам Апостола. Кажется какая честь и уважение для Петра, но Петр подняв Корнилия говорит ему — «Встань! Я тоже человек!». (Деяния 10:26).

После произошедшего чуда в Листре, где Бог чрез Апостолов совершил чудесное исцеление хромого человека, народ видевший это чудо возжелал принести жертвоприношение Апостолам. Рассуждая о нашей теме, почему бы Апостолам не сесть на «трон почитания?», почему бы не принять некую дань почтения и уважения от народа? Но они услышавши о том «разодрали одежды свои и бросившись в народ, громогласно говорили: Мужи! что вы это делаете? И мы — подобные вам человеки». И говоря сие они едва убедили народ не приносить им жертвы.» (Деяния 14:12-18).

Все подвижники — это простые глиняные сосуды, наполненные драгоценным сокровищем — Христом. Об этом ясно пишет Апостол Павел: «Мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа. Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам». (2 Коринфянам 4:5-7).

Однако христиане, должным образом не вникавшие в эти слова Павла, стали смотреть на многих подвижников не как на простые глиняные сосуды, а как на золотые сосуды, усыпанные бриллиантами, и стали падать ниц перед ними, принося им молитвы за свои нужды. В сознании людей появился и укоренился культ возносить молитвы святым, якобы наделенным сверхъестественными способностями. Например в православии верят, что святые — это умершие посредники между Богом и человеком, небесные покровители живущих на земле, при этом существует разграничение сферы покровительства каждого из них. Видимо остался незамеченным стих: «Ибо один Бог, один и посредник между Богом и людьми, Человек Христос Иисус». (1 Тимофею 2:5).

Но в этом понимании возникают вопросы: почему люди поклоняются тем, кого не знают? жизнь которых сокрыта в веках, и самый главный вопрос, куда после смерти пошли эти люди? Или мы, живущие на земле вправе это определять? Если внимательно изучить Писание, то мы увидим, что такие слова как «Богородица» или «матерь Божья» в библии не встречаются. Вместо этого в Библии используются такие слова как «Дева Мария» и «Матерь Иисуса». Почему? Потому, что Иисус Христос получил от своей матери Марии только человеческую природу. В этом и был Божий замысел, дать Иисусу Христу Божественное происхождение, избавить его от человеческой греховной наследственности: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». (Евангелие от Луки 1:35).

Рассуждая на эту тему, нельзя не обратить внимание на один из стихов Евангелия от Луки: «И сказала Мария: величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды». (Луки 1:46-48). Это единственное место в священном Писании, возможно ставшее источником возникновения культа поклонения и вознесения молитв Деве Марии.

А как быть с ветхим заветом? Ведь Иисус Христос еще не был рожден, кому было позволительно возносить молитвы и отдавать поклонение? «Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь, воздайте Господу славу имени Его. Возьмите дар, идите пред лице Его, поклонитесь Господу в благолепии святыни Его. Трепещи пред Ним, вся земля, ибо Он основал вселенную, она не поколеблется. Да веселятся небеса, да торжествует земля, и да скажут в народах: Господь царствует! Да плещет море и что наполняет его, да радуется поле и все, что на нем. Да ликуют вместе все дерева дубравные пред лицем Господа, ибо Он идет судить землю. Славьте Господа, ибо вовек милость Его, и скажите: спаси нас, Боже, Спаситель наш! Собери нас и избавь нас от народов, да славим святое имя Твое и да хвалимся славою Твоею! Благословен Господь Бог Израилев, от века и до века! И сказал весь народ: аминь! аллилуия!». (1 Паралипоменон 16:28-36).

И тут народ Божий прославлял и воспевал лишь одному Господу, не имея посредников и каких-либо образов для поклонения. Но не всегда так было. Во времена отступления, Божий народ забывал Того, Кто их оберегал, давал пищу, вывел народ из Египта и ввел в обетованную землю. Именно во времена отступления, народ поклонялся иным богам: «И сделали сыны Израилевы злое пред очами Господа, и забыли Господа Бога своего, и служили Ваалам и Астартам». (Судей 3:7).

Именно с тех древних времен, был заложен культ поклонения царице неба, так же изображаемой как дева с ребенком — богине Астарте. По сегодняшний день в православных молитвах Деву Марию называют царицей небесной. Бог возвысив Своего Сына, поставив на Нем печать Свою, подав удостоверение всем воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах, соделал Его одного Посредником между Собой и человеком, Ходатаем и Умилостивлением за грехи народа. И нет ни в ком ином спасения, ибо только Иисус Христос имеет власть спасать и прощать. Каким бы не был человек, как бы он не шел за Богом и какой бы святой образ жизни он не вел, он не сможет, да и не вправе, занять место Посредника и Ходатая, которого определил сам Бог Отец: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня». (Иоанна 14:6).

Можно много спорить и дискутировать на эту тему, но истина остается непреложной. Молитва — это есть форма общения с нашим Творцом, обращение человека к Богу, и такую форму общения определил сам Бог. Сегодня, верующие люди, не принявшие жертву Иисуса Христа, примирившего нас с Богом, ищут посредников, для приношения молитв и поклонения, за различные нужды и от благодарного сердца. В разуме человека не укладывается возможность молитвенного обращения грешного человека к Святому Богу, именно по этой причине и не знанию Писания, различные церковные организации обросли культом поклонения «святым», которых по каким-то причинам почитают посредниками между Богом и человеком, считается, что молитвы человека проходя через них, доносятся до Бога.

«Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя». (Псалтирь 50:7). Именно этот стих, является камнем преткновения, чтобы верующим людям сегодня напрямую обращаться к нашему Святому Богу. «Грешников Бог не слушает». (Иоанна 9:31). Да, все верно, но зачастую люди не читающие слово Божие, не знают вторую часть этого стиха «но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает». Кто почитает Бога и творит Его волю братья и сестры. В чем же заключается Его воля? Давайте вспомним слова Иисуса Христа: «покайтесь и веруйте в Евангелие» (Марка 1:15), которые говорят нам о необходимости признания себя грешниками и отвратиться от дел, которые Бог называет грехами.

Казалось бы, что должно измениться в жизни человека, если он пред Богом и от сердца, признает себя грешным, раскается в соделанных грехах? «Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения». (2 Коринфянам 5:18,19). Если Бог «во Христе примирил с Собою мир», а мы «творим Его волю», то Бог слушает и принимает наши молитвы, отвечает на них и более того, называет нас детьми Божиими: «смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими». (1 Иоанна 3:1).

Дорогие читатели, если Бог называет нас своими детьми, то какому отцу приятно общение его ребенка через близких родственников или знакомых людей? «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». (1 Тимофею 2:1-4).

Есть одна человеческая мудрость: «все придумано до нас». Любое другое обращение к кому-либо не носит характер молитвы, а лишь простое обращение. Молитвы бывают благодарственные, ходатайственные, хвалебные. Это то, что нас соединяет только с Богом. К вашему начальнику на работе вы просто обращаетесь, но не молитесь ему. К вашей супруге вы можете только обращаться, но ни в коей мере не молиться ей. Обращение к умершему, каким бы он святым не был, всегда издревле осуждалось Богом. Библия запрещает обращаться к умершим людям. В ней говорится, что Богом будет осужден человек «вопрошающий мертвых, ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это». (Второзаконие 18:11-12). И больше всего того «так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою». (Иеремия 17:5).

Пусть данная тема для рассуждения будет поводом не для распрей и обид, но поводом нашего освящения пред Богом, нашего посвящения, нашего приготовления ко встречи с Богом перед престолом Его. Слово Господне имеет силу нас оправдать или осудить, ибо Сам Христос сказал «Отвергающие Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день». (Иоанна 12:48).

Да благословит нас Бог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *