Прощеное воскресенье или как часто просить прощения?

Рубрика: Христианский взгляд  ι   Просмотров:16 286

На одном из Интернет ресурсов была найдена интересная тема для нашей рубрики. «Как вы относитесь к традиции просить прощения в последнее воскресенье перед постом? И что вы думаете о том, когда обидевшие вас просят у вас прощения, а вы отвечаете – «Бог простит!», это прощение или нет? Это вы простили или предложили Богу разбираться самому с Вашим обидчиком? Что нужно делать в прощеное воскресенье?».

В России этот день связан с последним днем языческого праздника масленицы. Почему-то считается, что именно в этот день настает момент попросить друг у друга прощения за все прегрешения и нанесенные обиды, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними.

Начав эту тему, необходимо обратиться к истокам, то есть к истории происхождения этого обряда, хотя от начала он не был обрядом, но это исходило от сердца человека понимающего и разумеющего важность данного поступка, который необходим тем людям, которые хотят пребывать в любви. Тут можно вспомнить и последнюю вечерю Господа Нашего Иисуса Христа с учениками, перед Его великими страданиями на Голгофе, когда Он собрав учеников возлежал с ними в последние дни Своего пришествия на землю. Ведь эта вечеря названа — Вечеря любви.

Это исходило от сердца любящего Господа, дающего нам пример поступать также, хотя для многих это уже становится обрядом и теряется то чистое и здравое, теряется то внутреннее, что не видно глазами другого, но видимо только нам и Богом, та любовь, то желание послужить другому, то желание стать наименьшим.

Итак, возвратимся в историю происхождения этого дня, обряда, чина как угодно можно его называть, но это история, и в настоящие дни мы часто добавляем, или придумываем что-то свое, но от начала это было так: Впервые, чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста.

Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибали в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, чтобы встретиться только на Пасху, монахи просили друг у друга прощение за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Такова краткая история этих событий.

Интересно и поучительно заметить то, что это исходило от сердца, искренно, непросто как обряд или традиция, но человек посвятивший себя Богу в преддверии поста, который он совершал в пустыне, понимал, что обратно он может не вернуться и возможно больше не увидит того человека с которым что-то вольно или не вольно могло произойти. Человек опасался умереть, имея в сердце обиду, с непрощенным сердцем, или быть причиной обиды или огорчения у другого человека.

В наши дни мы не особо задумываемся о дне своей смерти, хотя каждый из нас не знает конца своих дней. Многие просто не помышляют об этом, хотя за плечами может стоять великая гора, состоящая из непрощения и обид. Возможно, мы привыкаем и ждем праздника Пасхи, совершаем  установленный Церковью пост, ждем Прощеного воскресенья или просто удобного момента, но кто может дать гарантию того, что этот день наступит для нас. Стихотворцы пишут:

Прощеный он, воскресный день, бывает раз в году

А мы случайно узнаем, всегда лишь на ходу.

Прощаем в раз, друг другу все, грехи, копивши год

И верим в чудо высшее, смешной же мы народ.

Сегодня, когда вокруг царит ненависть, вражда, злоба, развитая на национальной почве  или просто между людьми, прощение в современном обществе воспринимается как слабость. Наверняка многие из нас думали: «прощу человека – это повторится вновь, сядет на шею, не оценит, пусть помучится». Но именно рассуждая и поступая так, мы сами себе наносим урон, того не понимая ,что за искренним прощением, прощением от сердца, всегда стоит Божье благословение, которое меняет нашего недруга и обидчика, обстоятельства, только нам сложно в это поверить и принять. Наши аргументы, гордыня не дает нам способность здраво рассудить, подчинить свой разум «Высшему разуму» — воли Божьей.

Порой для каждого из нас не составляет никакого труда, простить например всю Америку или Германию, с их многомиллионным населением, а простить рядом сидящего человека, своего ближнего, не хватает духу. В разуме всегда найдутся оправдания и сотни причин не простить, но именно в этот момент и нужно простить, простить, когда тебя обидели, поступили не справедливо, обокрали, избили, оскорбили, не ожидая при этом каких-либо изменений. Совершите этот акт воли, не задумываясь как правильно это сделать, простите и предоставьте все дальнейшие события в руки Божьи, ведь за оставленным нам Словом, стоит сам Господь.

Писание учит нас прощать брату своему согрешения его по несколько раз на день.

Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз (Мф 18:21,22).

Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему
(Лк 17:3,4).

В молитве «Отче Наш» мы просим простить нам согрешения наши, как и мы прощаем того, кто согрешил против нас. Правдива ли та молитва, если мы это делаем только раз в году? С какими сердцами мы ходим каждый день, совершаем молитвы и участвуем в служении, когда Сам Христос учил оставить свой дар пред жертвенником, и пойти прежде всего примириться с братом своим.

 

Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф 5:23,24).

Давайте не будем забывать, что не прощая и не попросив прощения за наши согрешения, мы остаемся во грехе. 

Пусть эта беседа не будет поводом к осуждению этого обряда. Пост – время усиленной борьбы с грехом. Мы можем получить у Бога прощение наших согрешений, если и сами прощаем другим:  «прощайте, и прощены будете» (Лк. 6:37). Многим бывает трудно просить прощение у других. Гордость не позволяет признать себя виновным. Установленный день можно рассмотреть как напоминание о важности прощения. Если в нашей жизни мы успели накопить обиды или стать обидчиками, в этот день надо постараться встать на путь исправления. Наблюдая за людьми в этот день можно отметить одну деталь.

Многие, прося прощение даже по обряду, заставляют себя пройти некоторое унижение, что конечно благотворно сказывается на характере человека. Если он смог заставить себя унизится перед человеком, то есть надежда, что сможет унизиться и перед Богом, прося прощение у Него. А если человек получил прощение у Бога, то он имеет надежду на вечную жизнь. А это самая главная цель, которую нам надо достичь. Рассуждая об этом обряде, хотелось бы предать некую свежесть, обновление, пожелать думать друг о друге, не ждать захождения солнца, как учит нас Писание, а стремиться прощать, просить прощения, любить и уважать друг друга сегодня, сейчас не дожидаясь «Прощеного воскресенья».

 Учись прощать. Молись за обижающих,

зло побеждай святым лучом добра,

Иди без колебаний в стан прощающих,

пока горит Голгофская Звезда.

Учись прощать, когда душа обижена,

и сердце словно чаша горьких слез,

И кажется, что доброта вся выжжена,

ты вспомни, как прощал Христос.

Учись прощать, прощать не только словом,

но всей душой, всей сущностью твоей.

Прощение рождается любовью в борении молитвенных ночей.

Учись прощать. В прощение радость скрыта,

великодушье лечит как бальзам.

Кровь на Кресте за всех была  пролита.

Умей прощать, чтоб ты прощен был сам.

(Б. Пастернак)

  1. Борис:

    Благодарю за эту актуальную статью. Ведь мы и в самом деле разучились прощать от всего сердца. Да будет Жизнь Господа нам постоянным примером.

  2. Владимир:

    От всего сердца благодарю Бога за эту нужную в наше такое смутное время статью.Да благословит вас Господь на этом поприще.Будем не только прощать но и благословлять и молиться за ближних.Да изменит Господь наши сердца и сделает их чуткими к чужой беде.Будем любить друг друга как и Господь заповедал нам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *